ВО СКОЛЬКО РАЗ …?

ТЕМА УРОКА: «Во сколько раз …?»

3 класс УМК «Гармония»

Цели: разъяснить предметный смысл вопроса «Во сколько раз больше (меньше)?»; раскрыть взаимосвязь понятий «увеличить в …», «уменьшить в …», «во сколько раз больше (меньше)»; развивать умение логически мыслить.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. А р и ф м е т и ч е с к и й   д и к т а н т.

а) Вычислите произведение чисел 4 и 7.

б) Увеличьте 8 в 6 раз.

в) Найдите частное чисел 63 и 7.

г) Уменьшите 24 в 3 раза.

д) Сколько пятерок в числе 40?

е) Уменьшите 72 на 38.

ж) Найдите сумму чисел 300 и 365.

з) На сколько число 28 меньше числа 100?

2. Разгадайте правило и вставьте пропущенные числа.

 

3. З а д а ч а. Масса щуки 34 кг, а рыба-меч на 265 кг тяжелее. Какова масса рыбы-меч?

4. Продолжите ряд чисел:

а) 121, 222, 323, … .

б) 63, 56, …, … .

5. Даны числа: 8, 42, 5, 7, 9, 72, 6, 20, 4.

Выберите такие три числа, чтобы произведение двух из них равнялось третьему.

III. Работа над новой темой.

Ф р о н т а л ь н а я   р а б о т а.

На доске нарисована схема.

– Послушайте условие задачи: «Коля нашел 24 гриба, Вова – в 3 раза меньше, а Маша – на 4 гриба больше».

Поставьте к данному условию вопросы, на которые вы сможете ответить, выполнив арифметические действия.

Учащиеся:

– Сколько грибов нашел Вова? 24 : 3 = 8 (гр.).

 – Сколько грибов нашла Маша? 8 + 4 = 12 (гр.).

– Сколько грибов нашли Коля и Маша? 24 + 8 = 32 (гр.).

– Сколько грибов нашли Вова и Маша? 8 + 12 = 20 (гр.).

– Сколько грибов нашли Коля и Вова? 24 + 12 = 36 (гр.).

– Сколько всего грибов нашли дети? 24 + 12 + 8 = 44 (гр.).

– На сколько больше грибов нашел Коля, чем Вова? 24 – 8 = 16 (гр.).

– На сколько меньше грибов нашла Маша, чем Коля? 24 – 12 = 12 (гр.).

Учитель открывает на доске таблицу:

Увеличить в несколько раз.

Уменьшить в несколько раз.

Во сколько раз больше?

Во сколько раз меньше?

 

Учитель. Прочитайте, что записано в таблице. С чем вы уже знакомы? Объясните смысл понятия «увеличить в несколько раз». (У Вовы 8 грибов, а у Коли в 3 раза больше. Чтобы получить результат в 3 раза больше, надо выполнить умножение: 8 · 3 = 24.)

– Объясните смысл понятия «уменьшить в несколько раз». (У Коли 24 гриба, а у Вовы в 3 раза меньше. Чтобы получить результат в 3 раза меньше, надо 24 : 3 = 8.)

– Прочитайте вопросы, которые записаны в таблице. («Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?».)

– Сегодня на уроке мы узнаем, что обозначают эти вопросы и какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы ответить на них.

– Сравните отрезки, которыми обозначены грибы Коли и Вовы. Сколько раз маленький отрезок укладывается в большом? (Три раза.)

– Что это значит? (Это значит, что большой отрезок в 3 раза больше маленького, а маленький отрезок в 3 раза меньше большого.)

– Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы получить число 3? (Надо 24 : 8 = 3.)

– У каждого из вас на парте две фигуры. Одна состоит из двух прямоугольников, другая из шести. Сколько раз два прямоугольника укладываются в шести? (3 раза.)

– Проверьте это.

Учащиеся накладывают маленькую фигуру на большую.

– Выберите выражение, которое соответствует тому, что вы сейчас делали:

Если мнения учащихся будут неоднозначны, то учитель может предложить задание:

– Рассмотрите новый рисунок. Объясните, что обозначает каждое равенство.

 

 – на сколько клеток слева больше, чем справа, или на сколько клеток справа меньше, чем слева.

 – сколько раз 5 квадратов укладываются в 20 квадратах.

Учитель. Когда мы выясняем, сколько раз 5 укладывается в 20, мы отвечаем сразу на два вопроса: «Во сколько раз 20 больше 5?» и «Во сколько раз 5 меньше 20?».

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Закрепление новой темы.

1. К о л л е к т и в н а я   р а б о т а.

Н а   д о с к е  представлен  рисунок (выполнение задания № 177).

– Верно ли, что площадь прямоугольника в 6 раз больше площади квадрата, а площадь квадрата в 6 раз меньше площади прямоугольника?

– Как это можно проверить? (Можно разбить прямоугольник на шесть квадратов.  Можно  измерить  площади  фигур  и  сравнить:  54 : 9  =  6 (раз).)

– Сравните свои ответы с рассуждениями Миши и Маши.

2. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 178.

– Объясните, пользуясь рисунком, что обозначают равенства:

– Какое равенство обозначает, во сколько раз справа квадратов больше,  чем  слева,  или  во  сколько  раз  слева  квадратов  меньше, чем справа? (18 : 3 = 6 (раз).)

3. Р а б о т а   в   т е т р а д и   с   п е ч а т н о й   о с н о в о й  № 1 (выполнение задания № 104.)

– Запишите равенством, во сколько раз площадь правой фигуры больше площади левой:

– Сколько раз левая фигура уложится в фигуре справа?

(Можно закрасить правую фигуру разноцветными мелками.)

– Левая фигура уложилась в правой 7 раз. Что это значит? (Это значит, что площадь правой фигуры в 7 раз больше площади левой. И площадь левой в 7 раз меньше площади правой.)

З а п и с ь  равенства: 21 : 3 = 7.

б) Запишите сначала равенство, а затем проверьте себя по рисунку.

35 : 5 = 7.

– Как  быстро  посчитать количество треугольников в правой фигуре? (4 · 9 – 1 = 35.)

– Покажите цветными мелками, сколько раз левая фигура помещается в правой.

Пункты в и г учащиеся выполняют самостоятельно.

V. Итог урока.

– Что обозначают вопросы «во сколько раз больше?», «во сколько раз меньше?».

– Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы ответить на эти вопросы?

Домашнее задание: № 179.

 

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_3kl.doc69.5 КБ