Положение о предпрофильной подготовке

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

с. Новоселицкого

 

 

 

Согласовано «УТВЕРЖДАЮ»

с Управляющим Советом директор МОУ СОШ № 8

протокол № ___ _________О.А. Савочкина

от «___»_________201__ г. от «___»_________201__ г.

 

 

 

Положение о предпрофильной подготовке.

 

1. Общие положения.

 

1.1. Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений собственной деятельности.

Предпрофильная подготовка учащихся проводится для создания системы специализированной подготовки учащихся старших классов основной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с целью привлечения мотивированных и способных учащихся на профили, организованные на третьей ступени обучения, и обеспечения условий для самореализации некоторых учащихся в системе НПО и СПО.

1.2. Настоящее положение разработано на основании:

- Закона РФ «Об образовании»;

- Постановления правительства РФ от 09.06.2003 г. № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях»;

- «Концепции модернизации российского образования…»;

- «Концепции профильного обучения старшей ступени общего образования»;

- Письма Министерства образования РФ от 20.08.2003 г. «Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащизся основной школы»;

- Типового положения об образовательном учреждении;

- Устава образовательного учреждения.

1.3. Предпрофильная подготовка в муниципальном общеобразовательном учреждении организуется и реализуется для учащихся 8 – 9-го классов.

1.4. Предпрофильная подготовка в себя включает:

·        информационную работу;

·        профориентационную работу;

·        элективные курсы: «Твое профессиональное призвание», «Мой выбор – моё профессиональное будущее», «Я выбираю профессию».

1.5. Положение об организации предпрофильной подготовки утверждается Управляющим Советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

 

2. Цель и задачи организации предпрофильной подготовки

2.1. Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности.

2.2. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:

- формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;

- формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю;

- обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы;

- расширение возможностей социализации учащихся

 

3. Информационная работа.

 

3.1. Информационная работа – это информирование учащихся 8 и 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.  Информационная работа – это организованное знакомство учащихся старших классов основной школы с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания 9 классов), изучение условий приёма, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.

 

3.2. Информационная работа в рамках предпрофильной подготовки:

·        первый блок (для учащихся 8-х классов и их родителей);

·        второй блок (для учащихся 9-х классов и их родителей).

 

Первый блок (проводится в течение учебного года для восьмиклассников) включает в себя работу по информированию учащихся и родителей:

-         о существующих профилях обучения на старшей ступени в ресурсном центре МОУ СОШ № 1;

-        о существующих требованиях и правилах работы в рамках предпрофильной подготовки;

-        о существующих элективных курсах «Твое профессиональное призвание», «Я выбираю профессию», и учителях, их реализующих.

 

Второй блок (проводится во второй половине учебного года для девятиклассников) включает в себя работу по информированию учащихся и родителей:

-         о существующих элективных курсах «Мой выбор – мое профессиональное будущее», «Я выбираю профессию», и учителях, их реализующих.

-        о существующей сети профильного обучения в МОУ СОШ № 1;

-        о сети учебных заведений системы НПО и СПО как возможных вариантах дальнейшего образования.

 

В рамках информационной работы для учащихся 8 и 9-х классов организуется презентация элективных курсов. Своевременно до сведения учащихся доводится информация о расписании элективных курсов.

В рамках информационной работы для родителей организуются мероприятия, на которых родителей знакомят с результатами мониторинга эффективности деятельности их детей в системе предпрофильной подготовки.

 

3.3. Общей организацией информационной работы в образовательном учреждении по предпрофильной подготовке занимается заместитель директора по УВР.

Работа по информированию учащихся и родителей о системе НПО и СПО организуется заместителем директора по воспитательной работе. Для эффективности данной работы привлекаются ресурсы школьной библиотеки.

Информационная работа с учащимися и их родителями в классе организуется классным руководителем данного класса.

 

3.4. Информационная работа с учащимися может быть организована в следующих представленных формах:

·        общешкольные конференции и собрания учащихся;

·        общие презентации элективных курсов;

·        ярмарка профессий «Мой выбор»;

·        классные часы;

. встречи с представителями учебных профессиональных заведений;

·        индивидуальные консультации;

·        специально организованные выставки в школе (в библиотеке);

·        специально организованные дни открытых дверей различных учебных заведений.

 

Информационная работа с родителями учащихся может быть организована в следующих представленных формах:

·        общешкольные родительские собрания;

·        общешкольные конференции и собрания учащихся;

·        ярмарка профессий «Мой выбор»;

·        классные родительские собрания;

·        индивидуальные консультации.

 

4. Профориентационная работа.

 

4.1. Профориентационная работа – оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего  образования  и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика учащихся 8 и 9 классов, консультирование, организация «пробы сил» имеют целью оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и универсальных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

 

4.2. Профориентационная работа в рамках предпрофильной подготовки ведется в соответствии с разработанным положением и воспитательными планами работы классных руководителей. Данная работа состоит из следующих видов деятельности:

·        элективных курсов «Твоё профессиональное призвание» (8 класс/ 35 часов), «Мой выбор – моё профессиональное будущее» (9 класс/ 17 часов), «Я выбираю профессию» (начало курса в 8 классе/17 часов, завершение курса в 9 классе/ 17 часов);

·        индивидуальных консультаций учащихся с педагогом-психологом и классным руководителем;

·        мониторинга эффективности системы предпрофильной подготовки в принятии учащимися осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории;

·        работы классных руководителей по организации экскурсий, бесед, встреч, классных часов, способствующих уверенному самоопределению  учащихся. 

 

4.3. Элективные курсы реализуется педагогом-психологом школы.

Индивидуальные консультации учащихся с педагогом-психологом организуются как по личной инициативе учащихся, или их родителей, так и по инициативе классного руководителя.

Классные руководители 8 – 9-х классов должны в течение учебного года организовывать экскурсии на предприятия, беседы, встречи с людьми разных профессий, классные часы, целью которых является расширение знаний учащихся о спектре различных профессий и их особенностях.

 

5. Элективные курсы.

5.1. Элективные курсы– это учебные курсы, которые реализуются в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы и решают ряд специальных образовательных задач.

Содержание и форма организации  элективных курсов определяются в соответствии со специально разработанным Положением об элективных курсах.

 

6. Организация предпрофильной подготовки.

6.1. Объём предпрофильной подготовки для учащихся 8-го класса равен 52 часам в год и 9-го класса равен 34 учебным часам в год. 

6.2. Для учащихся 8-9 классов информационная и профориентационная работа проводится  частично на уроках технологии, а также во внеурочное время.

6.3. Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану.

6.4. В качестве дополнительных возможностей для организации предпрофильной подготовки возможно:

·        индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы;

·        использовать современные информационные и коммуникационные технологии (Интернет, CD- диски, дистанционные формы и т.д.);

·       

6.5. При участии в  предпрофильной подготовке учащиеся должны руководствоваться следующим:

·        для учащихся 8-х и 9-х классов посещение занятий элективных курса обязательно. По окончании данного курса каждый учащийся представляет мини-проект, в котором  формулирует и обосновывает свое профессиональное самоопределение;

·        каждый учащийся имеет возможность получить необходимую консультацию у педагога-психолога, классного руководителя.

 

7. Обеспечение предпрофильной подготовки

7.1. С целью научно-методического обеспечения деятельности по введению предпрофильной подготовки администрация образовательного учреждения:

-         создаёт необходимые условия для повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации предпрофильной подготовки в школе (проведение семинаров);

-         организует образовательный процесс и методическую работу в соответствии с учётом предпрофильной подготовки в старших классах основной школы;

-         контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;

- организация консультирования школьников для определения оптимального выбора будущего профиля.

7.2. В функции классного руководителя предпрофильного класса входит:

7.2.1. Работа с учащимися класса:

- контроль за посещением курсов по выбору;

- профориентационная работа;

- участие в совместной работе со школьным психологом, социальным педагогом и другими специалистами по оказанию помощи учащимся в выборе дальнейшего образовательного маршрута.

7.2.2. Работа с родителями включает информирование:

- об образовательных возможностях муниципальной образовательной сети;

- о развитии интересов и способностей их детей, достижениях и успехах при прохождении элективных курсов;

- о результатах исследований и опросов их детей.

7.3. В функции организатора профориентационной работы в школе входит:

- планирование профориентационной работы;

- оказание помощи классным руководителям;

- организация участия 9-классников в районных профориентационных мероприятиях;

- организация диагностики профессионального выбора учащихся;

7.4. В функциональные обязанности педагога - психолога входит:

- планирование системы психологического сопровождения;

- осуществление диагностических мероприятий;

- консультирование учащихся и их родителей по проблемам самоопределения.

 

8. Оценка результативности реализации предпрофильной подготовки.

Результативность реализации предпрофильной подготовки обучающихся оценивается по уровням сформированности у выпускника основной школы информационной, мотивационно-ценностной и практической готовности сделать зрелый выбор дальнейшего способа получения образования.

 

9. Документация и отчётность

Образовательное учреждение должно иметь следующие документы:

8.1. Положение о предпрофильной подготовке;

8.2. Журнал учёта занятий элективных курсов;

8.3. Программы элективных курсов;

 

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_predprofilnoy_podgotovke1.docx29.11 КБ